Совет Россия-НАТО (СРН)
28 мая 2012 года
Десять лет назад был учрежден новый консультативный орган - Совет Россия-НАТО.
Ниже приводится справочная информация.
Совет Россия-НАТО (СРН) был учрежден 28 мая 2002 года на встрече на высшем уровне Россия-НАТО в Риме. Он пришел на смену Совместному постоянному совету (СПС) - форуму для консультаций и сотрудничества, созданному в соответствии с Основополагающим актом Россия-НАТО о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности 1997 года, который остается официальной основой отношений Россия-НАТО.
На заседаниях Совета Россия и государства-члены НАТО встречаются на равных в формате "29", вместо двустороннего формата "НАТО+1", существовавшего при СПС.
СРН был учрежден в соответствии с Римской декларацией 2002 года "Отношения Россия-НАТО: новое качество", основанной на целях и принципах Основополагающего акта 1997 года. СРН призван служить главной структурой и форумом для продвижения вперед взаимоотношений между Россией и НАТО.
Согласно Римской декларации Россия и государства-члены НАТО работают в качестве равноправных партнеров в областях, представляющих взаимный интерес в рамках СРН. Совет Россия-НАТО является механизмом для проведения консультаций, достижения консенсуса, сотрудничества, выработки совместных решений и действий по целому ряду вопросов безопасности в Евроатлантическом регионе.
Члены СРН, действуя в национальном качестве и в соответствии со своими коллективными обязательствами, принимают совместные решения и несут коллективную ответственность, индивидуально и совместно, за их выполнение.
Работа в рамках Совета Россия-НАТО сосредоточена на всех тех направлениях Основополагающего акта, которые представляют собой взаимный интерес. Активизируется сотрудничество в ряде ключевых областей, включающих в себя борьбу с терроризмом, антикризисное регулирование, нераспространение, контроль над вооружениями и меры по укреплению доверия, противоракетную оборону театра военных действий, тыловое обеспечение, военное сотрудничество, военную реформу и гражданские чрезвычайные ситуации. В программу деятельности Совета Россия-НАТО, по взаимному согласию его членов, могут быть включены новые направления.
Заседания СРН на уровне послов и военных представителей проводятся под председательством Генерального секретаря НАТО не реже одного раза в месяц; дважды в год - на уровне министров иностранных дел, министров обороны и начальников генеральных штабов; и, по мере возможности - на уровне глав государств и правительств.
Под Советом Россия-НАТО находится Подготовительный комитет, заседания которого проходят не реже двух раз в месяц. Комитет готовит вопросы для последующего обсуждения на уровне послов и наблюдает за деятельностью всех экспертов под эгидой СРН.
Совет Россия-НАТО учредил более 25 рабочих групп и комитетов для развития сотрудничества в ключевых областях.
Отношения между Россией и НАТО обострились после начатых Грузией 8 августа 2008 года военных действий в Южной Осетии. Россия, защищая жителей республики, многие из которых приняли гражданство РФ, ввела войска в Южную Осетию и после пяти дней боевых действий вытеснила грузинских военных из региона.
Страны НАТО обвинили российскую сторону в непропорциональном применении силы и объявили о приостановке проведения заседаний СРН на всех уровнях. Россия в ответ решила заморозить ряд совместных программ с Североатлантическим альянсом.
На встрече в Брюсселе в марте 2009 года главы МИД стран НАТО приняли решение восстановить полноформатное сотрудничество альянса с РФ.
За годы работы Совета Россия-НАТО накоплен позитив в сотрудничестве по противодействию общим рискам и угрозам - терроризму, пиратству, природным и техногенным катастрофам, Афганистану. Вместе с тем сохраняются серьезные расхождения по фундаментальным вопросам, затрагивающим коренные интересы безопасности наших стран. В частности - планы США и НАТО по созданию в Европе системы ПРО.
В декабре 2004 года на заседании СРН на уровне министров иностранных дел был утвержден комплексный План действий СРН по терроризму, направленный на повышение уровня общей координации и стратегического сотрудничества в рамках СРН. С декабря 2004 года осуществляется совместная предварительная подготовка российских кораблей для участия в военно-морской контртеррористической операции НАТО "Активные усилия", проходящей в Средиземном море.
Реализация пилотного проекта СРН по обучению и подготовке персонала из Афганистана и стран Центральной Азии по борьбе с наркотиками началась по инициативе министров иностранных дел стран-членов СРН в декабре 2005 года. Проект призван оказать содействие в противодействии угрозе незаконного оборота наркотиков из Афганистана. Проект осуществляется при сотрудничестве с Управлением ООН по наркотикам и преступности.
Одним из ключевых направлений работы СРН также является подготовка к проведению возможных совместных военных операций в будущем. В целях повышения оперативной совместимости вооруженных сил НАТО и России была создана программа, важной составляющей которой является подготовка и проведение учений. В июне 2005 года на заседании СРН на уровне министров обороны были утверждены Политико-военные указания по повышению уровня оперативной совместимости войск (сил) России и стран НАТО.
Работа по линии поисково-спасательных операций на море интенсифицировалась после подписания рамочного соглашения о сотрудничестве в данной области в феврале 2003 года. В июне 2005 года Россия приняла участие в самых крупномасштабных поисково-спасательных учениях в истории НАТО "Сорбет Рояль". Приобретенный опыт и установившиеся в ходе данного учения связи способствовали успешному проведению спасательной операции в реальных условиях в августе 2005 года у побережья российского полуострова Камчатка. В 2008 году Россия приняла участие в еще более масштабном учении "Болд Монарх".
Россия и НАТО имеют давнюю историю сотрудничества в области кризисного регулирования. В сентябре 2002 года был утвержден документ "Политические аспекты общей концепции совместных миротворческих операций России и НАТО".
В 2003 году было проведено исследование по вопросам противоракетной обороны театра военных действий (ПРО ТВД), призванной обеспечить защиту войск в совместных районах действий, в рамках которого оценивались возможные уровни оперативной совместимости систем ПРО ТВД России и стран НАТО. По данному направлению также проводились три командно-штабных учения, первое из которых прошло в Соединенных Штатах в марте 2004 года, второе - в Нидерландах в марте 2005 года и третье - в России в октябре 2006 года. В Германии в январе 2008 года проводилось учение на базе компьютерного моделирования.
С конца 2007 года осуществляется технический ввод в эксплуатацию Инициативы по сотрудничеству в воздушном пространстве (ИСВП). Система ИСВП состоит из четырех объектов в России, четырех объектов в НАТО, и включает объекты, расположенные, начиная с крайнего севера Европы в Будё (Норвегия) и Мурманске (Россия) вплоть до Анкары (Турция) и Ростова-на-Дону (Россия) на юге.
СРН также является форумом для ведения открытой дискуссии по вопросам, связанным с контролем над обычными вооружениями, в том числе по вопросам ДОВСЕ, Договора по открытому небу, а также по мерам укрепления доверия и безопасности.
В ядерной области экспертами был разработан глоссарий терминов, организовывались обмены мнениями по вопросам ядерных доктрин и стратегии. Наблюдатели также приняли участие в полевых учениях по реагированию на инциденты с использованием ядерного оружия в России (2004), в Великобритании (2005), Соединенных Штатах (2006) и Франции (2007).
Значительный прогресс был достигнут по линии развития сотрудничества в области планирования использования гражданских служб в чрезвычайных ситуациях и реагирования на чрезвычайные ситуации. Ликвидация последствий террористических актов стала одним из основных направлений деятельности. Два учения, проведенных в России - в Богородске (2002) и в Калининграде (2004), а также учения, состоявшиеся в Монтелибретти в Италии (2006) способствовали выработке конкретных рекомендаций по ликвидации последствий.
В июле 2003 года в Москве был создан Центр социальной адаптации Россия-НАТО для уволенных в запас военнослужащих. Для расширения деятельности центра в марте 2003 года были открыты шесть региональных филиалов. Свыше 2000 бывших военнослужащих из вооруженных сил России прошли переподготовку. Около 85% из них нашли работу в гражданском секторе в результате обучения или содействия, полученного в отделе Центра по трудоустройству.